Ќагрев салона и тонировка

ƒл€ начала вспомним курс школьной физики. —олнечный спектр помимо видимого излучени€ содержит инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. “епло передает весь спектр, но неодинаково:

  • видимый – 52%;
  • инфракрасный – 46%;
  • ультрафиолетовый – 2%.

“епло, поступающее на поверхность стекла от солнца, может:

  • отразитьс€;
  • пройти сквозь стекло;
  • поглотитьс€ стеклом.

ƒанные факторы давно известны производител€м стекол, и различные варианты уменьшени€ нагрева салона с успехом реализуютс€ без ущерба безопасности.

—амым дорогим вариантом защиты от солнечного излучени€ €вл€етс€ многослойное стекло. ќно устанавливаетс€ на дорогих автомобил€х. ћежду сло€ми стекла располагаетс€ специальное покрытие, которое отражает инфракрасное излучение.

Ѕолее дешевый способ защитить салон от нагрева – это наполнить стекло металлом или оксидом металла. “акие стекла имеют зеленоватый оттенок и называютс€ жаропоглощающими. ∆аропоглощающее стекло забирает в себ€ до половины тепла. Ќо накопленное тепло куда-то должно деватьс€. Ќа сто€нке половина поглощенного излучени€ идет внутрь салона, а половина – наружу. ¬ движении стекло охлаждаетс€, и внутрь салона попадает пор€дка трети от поглощенного тепла.

—амый простой способ – заводска€ тонировка. ѕричем инженеры решили сложную задачу: часть излучени€ солнца, пускай и небольша€, отражаетс€ от стекла без бликов.  онечно, по эффективности заводска€ тонировка с жаропоглощающими и многослойными стеклами не сравнитс€, но это все лучше, чем ничего. ѕодобные стекла примен€ютс€ повсеместно.

ѕеречисленные способы уменьшени€ тепловой нагрузки имеют характерную особенность. ќни не только снижают нагрузку, но на €рком солнце станов€тс€ менее прозрачными. ¬се замечали, сад€сь в автомобиль в €ркий солнечный день, что лобовое стекло становитс€ немного затемненным.

ј что доморощенна€ тонировка?

“епловую нагрузку на салон она, конечно, снижает. Ќо снижает за счет видимого спектра, не задержива€ инфракрасные лучи. —амосто€тельно нанесенна€ тонировка идет в дополнение к заводской и уменьшает тепловую нагрузку на салон дополнительно максимум на 10%.

¬ мастерских тонировку нанос€т изнутри салона, и, следовательно, больша€ часть поглощенного ею тепла переизлучаетс€ в салон. ƒл€ защиты салона от излучени€ уместнее было бы наносить тонировку снаружи, но тогда она долго не прослужит.

 роме того, колхозна€ тонировка на €рком солнце светлеет – она становитс€ более прозрачной. ≈сли вз€ть обычное заводское тонированное стекло со светопропусканием 77%, то на €рком солнце наполнитель начинает работать и светопропускание снижаетс€ до 59%. ≈сли вз€ть тонировку со светопропусканием 35%, то на €рком солнце она светлеет до 48%, то есть ее прозрачность возрастает на треть. ƒругими словами, ночью она более темна€, а днем – более светла€.

¬се было бы ничего с просветлением и дес€тью лишними процентами задерживаемого излучени€, если бы не вли€ние тонировки на безопасность. ѕриведу только один пример.

Ќа всех легковых автомобил€х сейчас устанавливаетс€ дополнительный третий стоп-сигнал. ќн ставитс€ посередине заднего стекла. ƒопустим, в плотном потоке подр€д движутс€ четыре нетонированных автомобил€. ¬ данный момент вы – последний в четверке. —квозь прозрачные автомобили центральный стоп-сигнал на втором или даже на первом автомобиле вы успеете заметить раньше, чем загор€тс€ стоп-сигналы на третьем автомобиле, и соответственно, вы будете тормозить раньше, чем к торможению приступит водитель перед вами.

ƒопустим, вы затонировали заднюю полусферу автомобил€, что в принципе допускаетс€ ѕƒƒ. — одной стороны, цель уменьшить тепловую нагрузку на салон достигнута, но с другой стороны, водители, движущиес€ за вами, будут реагировать только на ваши стоп-сигналы, не вид€ центральные стоп-сигналы впередиидущих. » риск удара сзади возрастает. ќно вам надо? ”меньшение тепловой нагрузки в салоне на несчастные 10% стоит повышени€ риска попасть в ƒ“ѕ? —еб€ не обманывайте.

–езюме. “онировка пленкой с целью уменьшить нагрев салона не оправдывает снижение вашей собственной безопасности.

—уществует нормальна€ альтернатива охлаждени€ салона – кондиционер. „его проще доплатить при покупке автомобил€ за установку данного девайса, а не подвергать себ€ излишнему риску ƒ“ѕ, экспериментиру€ с тонировкой?  стати, если затонировать автомобиль с кондиционером, то снижение нагрузки на систему кондиционировани€ составит максимум 7%. Ќа кондиционер расходуетс€ лишь мала€ часть энергии, вырабатываемой двигателем, и соответственно, экономи€ топлива на затонированном автомобиле с кондиционером будет в пределах погрешности.

ёрий ѕанченко известен как автор книги «¬одитель-инспектор. –азговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «ёридическа€ грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объ€сн€ютс€ нюансы правовых отношений сотрудников полиции и р€довых автомобилистов в наших реали€х. ёрий €вл€етс€ также преподавателем автошколы, автоюристом и занимаетс€ выпуском иллюстративных материалов дл€ объ€снени€ ѕравил дорожного движени€.